Исходя из содержания положений статьи 7 Федерального закона
от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ), основными задачами органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Согласно статье 17 Федерального закона № 48-ФЗ опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 48-ФЗ предусмотрено ежегодное предоставление ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных (далее– отчет).
Форма отчета опекуна.
Форма отчета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Раздел 8 отчета содержит сведения о расходах, произведенных опекуном (попечителем) за счет средств подопечного. В данный раздел включаются только расходы, связанные с:
- оплатой лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях;
- приобретением товаров длительного пользования, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения;
- ремонтом жилого помещения несовершеннолетнего подопечного.
При этом, перечень расходов является исчерпывающим.
Перечень документов, представляемых законным представителем ребенка, оставшегося без попечения родителей, к отчету.
К отчету прилагаются документы: копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы, подтверждающие произведенные расходы.
Предоставление документов, подтверждающих расходы за счет средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, действующей формой отчета не предусмотрено.
Чеки и другие платежные документы могут быть запрошены у опекунов органами опеки и попечительства только на товары и услуги, подтверждающие проведение лечения подопечного, на приобретенные товары длительного пользования, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на расходы по проведению ремонта жилых помещений.
В остальных случаях опекуном может предоставляться расписка
в свободной форме о произведенных расходах за счет средств подопечного.
В случае, если опекуны (попечители) при сдаче отчета прикладывают чеки
о расходовании денежных средств на личные нужды подопечных, в целях осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств и защиты имущественных прав несовершеннолетних, Управлением данные документы также приобщаются к личному делу.
Требований к опекунам (попечителям) об обязательности приложения чеков и платежных документов на приобретение канцелярских товаров, одежды
и обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, а также
на реализацию мелких бытовых нужд могут быть предъявлено органом опеки
и попечительства, только в тех случаях, когда данные расходы значительно превышают существующие нормы и стандарты, ориентированные на потребности соответствующего подопечного и состояние его здоровья.
Право органа опеки и попечительства требовать объяснений
от опекуна по вопросам расходования денежных средств подопечных.
Учитывая, что законодатель обязывает орган опеки и попечительства осуществлять контроль за расходованием опекуном (попечителем) имущества подопечного и в случае необходимости принимать меры о возмещении убытков, причиненных подопечному, орган опеки и попечительства правомочен запрашивать у законных представителей письменные объяснения о расходовании денежных средств подопечного на питание, предметы первой необходимости
и прочие мелкие бытовые нужды, подтверждение которых не требуется платежными документами.
Указанные положения также подтверждаются практикой судебных инстанций Свердловской области, которые признают отчет единственным финансовым документом, подтверждающим расходование денежных средств подопечного. В частности, Свердловским областным судом указывалось, что отчет декларируется самостоятельно опекуном (попечителем), который несет полную ответственность за достоверность представленных документов, в том числе товарных, кассовых чеков. Данный отчет является доказательством того, что опекуном (попечителем) приобретались за счет денежных средств ребенка, находящегося под опекой, товары и услуги исключительно в интересах подопечного, в достаточном объеме и надлежащего качества.
Иное может привести к неосновательному обогащению за счет денежных средств подопечного и причинению ему вследствие этого имущественного ущерба.
Понятие предмета первой необходимости и мелких бытовых нужд.
Регулирование отношений в сфере опеки и попечительства, в том числе по определению понятий предметов первой необходимости и мелких бытовых нужд, установлению их перечня, осуществляется федеральным законодательством. Указанными полномочиями субъекты Российской Федерации не наделены.
В связи с отсутствием нормативного регулирования по вышеназванным вопросам для оценки обоснованности расходов, произведенных опекуном за счет средств подопечного, соблюдения принципа разумности при распоряжении имуществом несовершеннолетнего, органами опеки и попечительства в ходе проверки отчетов опекунов применяются сведения о стоимости продуктов питания, входящих в «потребительскую корзину» для категории «дети» в муниципальном образовании по месту жительства замещающей семьи, а также нормы на питание, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости, мелкие бытовые нужды, установленные для детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях.
Данный подход к оценке отчета опекуна рекомендовано применять органам опеки и попечительства в случаях, когда в ходе проверки выявляются расходы, произведенные за счет средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, существенно превышающие вышеуказанные нормативы, при этом обоснованность и необходимость данных расходов документально не подтверждена.
Учитывая, что представление платежных документов, подтверждающих расходование средств подопечного на указанные цели, законодательно не требуется, орган опеки и попечительства правомочен с целью выяснения обоснованности произведенных расходов запрашивать у законных представителей письменное объяснение (расписку) о расходовании денежных средств подопечного.
В соответствии с федеральным законодательством орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за расходованием опекуном (попечителем) средств подопечного и при необходимости принимать меры к возмещению убытков, причиненных его имуществу.
В связи с этим в случае если сведения, представленные опекуном в расписке, вызывают сомнения в их достоверности, то должностное лицо органа опеки и попечительства в рамках возложенных полномочий по контролю за деятельностью опекунов и обязанностей по обеспечению защиты имущественных прав подопечного вправе истребовать от опекуна дополнительные документы, подтверждающие как обоснованность произведенных расходов (например, рекомендации лечащего врача, педагога, спортивного тренера и другие), так и фактическое приобретение данных товаров (чеки, квитанции и другие платежные документы).
В случае если опекуны (попечители) при сдаче отчета по собственной инициативе прикладывают чеки о расходовании денежных средств на личные нужды подопечных, органами опеки и попечительства указанные документы приобщаются к личному делу несовершеннолетнего.
Следует ли отчитываться за денежные средства, зачисленные
на номинальный счет.
Также необходимо отметить, что расходование опекуном или попечителем сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, зачисляемых на номинальный счет, не исключает необходимости осуществления органом опеки и попечительства контроля за распоряжением законным представителем доходами подопечного. Контроль осуществляется при проверке ежегодных отчетов, а также при проведении плановых (внеплановых) проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного.
Сроки предоставления отчета опекуна в органы опеки и попечительства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 48-ФЗ опекун ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме.
При наличии договора об осуществлении опеки и попечительства,
по согласованию с органом опеки и попечительства, при наличии исключительных обстоятельств (уважительных причин) (болезнь опекуна, нахождение на санаторно-курортном лечении за пределами муниципального образования и др.) отчет может быть сдан в иной срок, о чем заключается дополнительное соглашение к указанному договору.
Таким образом, в целях соблюдения положений статьи 25 Федерального закона № 48-ФЗ в части сроков представления в орган опеки и попечительства отчетов законный представитель обязан принять меры по своевременному их направлению.
Орган уполномоченный принимать отчет опекуна
Отчет представляется в управление социальной политики по месту учета ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отчет может быть представлен лично (в дни приема специалистов, время, предусмотренное распорядком дня организации), направлен через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлен посредством почтового отправления.
Полезные адреса и телефоны органов и организаций :
Службы экстренной психологической помощи:
- Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
+7(800)2000-122;
- Телефон доверия для детей и подростков в Свердловской области:
+7(343)385-73-83;
- Свердловский областной бесплатный круглосуточный телефон экстренной психологической помощи Министерства здравоохранения Свердловской области:
+7(800)300-83-83, +7(800)300-11-00;
- Кризисный центр «Екатерина», г. Екатеринбург (ПН, ЧТ и ПТ с 12.00 до 17.00):
+7(952)146-22-23
- Телефон горячей линии экстренной психологической помощи Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации
+7 (495)989-50-50
Подготовлено при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области